Геннадий Гребеник, Product&Marketing Director RBtechnologies
Компания RBtechnologies является активным игроком на рынке финансовых технологий. Эффективность нашей компании зависит от того, как четко и на сколько далеко мы видим будущее развития финансового сектора. Спрогнозировать будущее можно только анализируя тренды и опираясь на историю развития финансовых технологий в мире, и, в частности, в России.
Любой прогноз всегда имеет вероятностный характер, а если пытаться спрогнозировать развитие целого рынка на период более 3 лет, предсказательная сила прогноза существенно падает. Несмотря на это, для построения стратегии развития бизнеса такой взгляд необходим, и в этой статье представлен один из возможных сценариев развития банковского рынка на ближайшие 10 лет.
Развитие рынка определяют два основных драйвера: внешний и внутренний.
Внешний драйвер:
Финансовый рынок сильно меняется: клиенты меняются, на арену выходит новое поколение, живущее в интернете, социальных сетях, мессенджерах… Если говорить про ближайшие 10 лет, нашими основными клиентами будут Поколение X и Y, Поколение Z еще не является бизнес образующим, но оно формирует тренд в будущих сервисах.
От привычек и предпочтений поколений зависит формат коммуникации с банком: поколение БэбиБумеры – предпочитают общение и живой контакт; поколение X – возможность выбора, сравнения, анализа; поколение Y – общение, но уже через соц.сети и мессенджеры. Эти патерны поведения и буду диктовать каналы и форму продажи финансовых продуктов: Off-line отделения – для поколения БэбиБумеры; маркетплейс – для поколения X; чатботы, социальные сети для поколения Y; про поколение Z — даже предположить сложно, так как это инструменты следующих 10 – 20 лет.
Внутренний драйвер:
Рынок двигается к глобализации, поиску и расширению каналов продажи. Основным трендом изменения банковского рынка является построение единого финансового пространства: внешние платежные сервисы, агрегаторы финансовой информации, финансовые маркетплейсы и, как вершина изменений, мультибанковские порталы финансовых операций (портал мультибанковского дистанционного обслуживания).
Первый шаг, который уже реализуется ЦБ – «Проникновение»
Можно выделить следующие тренды:
Вместе данные решения создают экосистему, в которой, с одной стороны, банк получает дополнительный канал продажи своих продуктов, с другой — отток клиентов к конкурентам за счет снижения барьера смены банка обслуживания. Как только появляется возможность выбора банка и дистанционного приобретения продуктов, становиться очень важным ценовая конкуренция. Появление подобной системы приведет к необходимости для банков интеграции своих сервисов (размещения сервисов). Из этой парадигмы возникает пятый тренд:
Стратегия финансового рынка – унификация сервисов, построение единых стандартов Open API. На этом шаге стратегия банка – адаптация. Открытие своих сервисов, соответствие новым требованиям.
Технологии, которые продолжат развитие в банках:
Молодые тренды и направления:
Регуляторные Технологии (RegTech) — обеспечивающие быструю, гибкую ИТ-платформу для выполнения требований Регулятора (Обязательная отчетность, KYC, AML, комплаенс-контроль).
Следующий шаг – «Расширение»
Пока будут предлагаться маркетплейсы, как инструмент продажи финансовых продуктов, их польза как дополнительного канала будет выше риска потерять клиента. Но, в конечном счете, развитие продолжится в направлении обеспечения полноценного мультибанковского дистанционного обслуживания. Банк начнет превращаться в сервисную организацию BaaS (банк как сервис), и конкуренция из плоскости борьбы брендов, маркетинговых компаний, качества обслуживания, управления лояльностью перейдет в плоскость ценовой и сервисной конкуренции.
Для банков изменения неоднозначные: пройдет перераспределение рынка и потеря их индивидуальности. Развитие канала «мультибанковского ДБО» сожмет собственные каналы дистанционного обслуживания банков. Небольшие банки получат доступ к новому каналу продаж, если, конечно, будут готовы. Offline каналы не уйдут, но будут сокращаться, розничный Offline бизнес требует регламентов и не может конкурировать с гибкостью и адаптацией Online сервисов.
На этом этапе основной акцент ложиться на эффективность и управление рисками, причем управление кредитными риски, скорринг могут уйти в FinTech организации и предоставляться как сервис, поскольку наиболее полная информация собирается именно у них.
Банк превращается исключительно в «казначейство» с расширенными функциями управления рисками. Продуктовый портфель будет упрощаться. Цена и простота банковских продуктов станет основным фактором эффективности продаж через мультибанковский ДБО, а доступ к клиентам будет осуществляться через маркетинговые сервисы финансовых площадок. FinTech не станет полноценным конкурентом для банков, но создаст среду, близкую к совершенной конкуренции между ними.
Отмирающие направления и платформы:
Продолжат развиваться:
Пример: перевод на эту платформу контрагент-контрагент бизнеса с построением вокруг инфраструктуры, обеспечивающей защиту участников (коллекторские компании, площадки реализации «плохих» кредитов, нормативную базу работы с распределенными реестрами и т.д.).
Базовые направления, которые станут для банков ключевыми факторами успеха:
Технологические компании, как и банки, в своей стратегии должны учитывать среднесрочные и долгосрочные сценарии развития рынка. Оценивая возможный сценарий развития банковской системы, компания RBtechnologies концентрируется на направлениях, которые станут ключевыми для банков в ближайшее и обозримое будущее, таких как:
Никто не в состоянии угадать будущее, но от точности его прогнозирования зависит будущее бизнеса.